Производство малогабаритной вездеходной техники под брендом «POMOR»
Юлия Фомичева, Генеральный директор ООО «Омела Групп», производство малогабаритной вездеходной техники под брендом «POMOR»
г. Архангельск
В середине 70-х годов техник-любитель из Архангельска Анатолий Фомичев изобрел новый вид вездехода – мотобуксировщик. Спустя почти 40 лет это увлечение стало делом жизни для его внучки – Юлии Фомичевой. Успешный юрист крупной московской компании, топ-менеджер, возвращается на север и открывает собственное производство мотобуксировщиков. За два года вездеходная техника под брендом «Помор» прочно закрепилась на рынках России и стран СНГ, а сегодня покоряет Европу.
С начала 1990-х годов в Архангельске в первый месяц северный весны традиционно проходит спортивно-технический праздник «Северные виражи». Это своеобразная выставка технических достижений северных умельцев, которым удается из подручных материалов создавать уникальные внедорожные транспортные средства для охоты и рыбалки. Именно на этом празднике впервые на суд зрителей был представлен новый вездеход – мотобусировщик, управлял которым его автор – Анатолий Фомичев. Это изобретение в народе получило название «мотособака».
«В 1975 году мой дед, всю жизнь проживший и проработавший в районах Крайнего Севера, для зимней охоты и рыбалки решил создать собачью упряжку, где вместо собак будет использован двигатель внутреннего сгорания, - рассказывает Юлия Фомичева. - Поначалу это было очень простое устройство: двигатель от бензопилы «Урал», установленный на раму от саней, между полозьями которой была самодельная резиновая гусеница. С весом устройства не более 50 кг она была способна тянуть за собой до 100 кг груза. Это был первый в России заднеприводной мотобуксировщик, предназначенный для движения по снегу. Патент на свое изобретение дедушка смог получить только через 18 лет. Появление мотобуксировщика на празднике «Северные виражи», где дедушка катал детей на санях, прикрепленных к вездеходу, вызвало бурные обсуждения. Многие подходили и интересовались, где можно его приобрести. Но на тот момент в нашей семье никогда не задумывались о масштабном производстве мотобуксировщиков в коммерческих целях».
Новая история
Первый импульс об открытие своего дела на основе семейных традиций Юлия Фомичева получила от своего отца – Михаила Фомичева. На тот момент выпускница юридического факультета московского ВУЗа уже прошла путь от помощника юрисконсульта до начальника отдела крупной международной компании.
«Я со студенческих лет работала по найму, - рассказывает Юлия Фомичева. – Согласитесь, привлекает перспектива работать в крупной компании, в коллективе деловых и красивых людей, заниматься интересными проектами, от успешной реализации которых получаешь удовольствие. Но в определенный момент я поняла, что большую часть своего рабочего дня я провожу в офисе. И решила это изменить: оставшись в профессия, я перешла в консалтинг. Появилась возможность гибче планировать свой рабочий день. А глотнув свободы, потом от этого очень сложно отказаться. Обратно в офис мне не хотелось. И в этот момент появляется идея о создании семейного бизнеса».
Сначала Юлия консультировала как юрист, готовила пакеты документов, но постепенно проект так её увлек, что она бросила налаженную жизнь в Москве и вернулась в Архангельск, чтобы продолжать дело своего деда, тем самым начав формировать новую историю мотобуксировщиков в России.
Первые инвестиции
Не секрет, что для открытия собственного производства требуются значительные инвестиции. На тот момент начинающие бизнесмены ими не располагали, поэтому было принято решение выбрать другой путь. Взяв за основу модель, разработанную Анатолием Фомичевым, была создана новая модель техники высокой проходимости – переднеприводной мотобуксировщик. Зарегистрировав на него патент, лицензию на право производство вездехода предоставили на завод в Ярославской области, который специализировался на выпуске деталей для снегоходов.
«Мы предоставили лицензию на выпуск наших мотобуксировщиков, при этом оставив за собой право самим производить базовые модели, модернизировать их, создавать новые, - рассказывает Юлия Фомичева. – Таким образом мы смогли начать самостоятельно штучно собирать мотобусксировщики под заказ на основе предоплаты и параллельно выстраивать их масштабное производство, инвестируя в него денежные средства – вознаграждение по лицензионному договору».
Формируя рынок
В России рынок вездеходной техники начал формироваться с 2000-х годов. После истечения срока действия (охраны) патента, разработка стала общедоступной и идею архангельского разработчика Анатолия Фомичева подхватили во многих северных регионах страны. Сегодня в России известно 11 торговых марок мотобуксировщиков. Однако техника под брендом «Помор» пользуется заслуженным авторитетом. Юлия признается, что приходится формировать рынок, ставя во главу качество техники и высокий уровень сервиса.
«Когда в России началось массовое производство мотобуксировщиков, для снижения их стоимости ряд деталей для них заказывали в Китае, - рассказывает Юлия Фомичева. – В результате китайская промышленность быстро осознала их преимущество и начала производить свои модели, которые быстро появились на российском рынке. Но по ряду технических характеристик они существенно уступают российским аналогам, в частности, нашим моделям. Есть все-таки некие производственные секреты, которые им не доступны. Это наше конкурентное преимущество».
Маркетинговая стратегия
Сегодня ООО "Омела Групп" выпускает переднеприводные и заднеприводные мотобуксировщики под брендом «Помор», ведет разработку новых моделей вездеходов и болотоходов. География поставок техники – Российская Федерация и страны СНГ. Сегодня компания осваивает рынок Европы. Однако Юлия признается, что сформировать четкую маркетинговую стратегию и разработать грамотное позиционирование продукта удалось не сразу.
«По сути четкой маркетинговой стратегии мы придерживаемся менее года, - рассказывает Юлия Фомичева. - Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что этому вопросу на первом этапе развития бизнеса надо было уделять больше внимания. Но тогда в моем понимание было так: у меня есть хороший продукт, я понимаю его обоснованную ценность, которая доказана функционалом, качеством, техническими характеристиками, и этого достаточно, чтобы сам продукт продвигал себя на рынке. Поэтому первое время у нас работало «сарафанное радио». Люди приходили, покупали и уходили. Никакой базы клиентов мы не вели, никак не стимулировали покупателей. По сути, нашими клиентами был круг «посвященных» в эту технику.
С течением времени я поняла: важно, чтобы человек, который у тебя купил что-то, остался в отношениях с твоей компанией. Поэтому сегодня мы четко осознаем, что и как делать, учитывая опыт предыдущего периода. Мы формируем дилерскую сетку, выстраиваем продажи через интернет – через свой интернет – магазин www.motopomor.ru, который, при небольших вложениях, показал хорошие результаты».
В ближайших планах у производителя – проработка возможностей выхода на рынок Сибири. На данный момент доставка готовой техники в удаленные населенные пункты авиатранспортом экономически нецелесообразна, т.к. цена вопроса составляет практически половину стоимости самой техники. Поэтому компания рассматривает возможность создания пунктов по сбору мотобуксировщиков или складов готовой продукции.
Учиться надо постоянно
Несмотря на довольно успешный старт бизнеса, Юлия Фомичева до сих пор считает себя начинающим предпринимателем и признается, что учиться приходиться буквально каждый день.
«Главный принцип нашей компании – постоянно самообучение, - говорит Юлия Фомичева. - Мы привлекаем специалистов, которые нас консультируют и частично сопровождают. Но бОльшую часть работы мы стараемся делать сами. Для начинающих предпринимателей это важно, на мой взгляд. Даже если ты никогда не занимался какими-то вопросами, тебе придется разобраться в них. Если ты понимаешь, что на данном этапе тебе необходимо развивать продажи, придется вникать в продажи. Конечно, можно нанять профессионалов в команду, но тебе самому надо будет ставить задачи, контролировать их исполнение. Так или иначе придется погрузиться в эту информацию. Я сегодня достаточно много времени уделяю общению с нашим конструктором, техническими специалистами. Приходиться повторно возвращаться к физике. Мне сложно разбираться в каких-либо технических вопросах, я много слушаю, пытаюсь вникать.
Многое можно почерпнуть из опыта успешных бизнесменов. Так, недавно мы встречались с бизнесменом мирового уровня. Готовясь к встрече, мы сформировали список сложных для нас вопросов и были готовы к долгому разговору. На деле оказалось, что люди такого масштаба мыслят по-другому. За 5 минут он четко и системно ответил на все наши вопросы, а дальше мы обсуждали уже детали. Очень важно общаться с такими людьми, читать их биографии, мемуары, при возможности встречаться с ними и разговаривать. Даже если это человек не из вашей сферы бизнеса, он всегда сможет дать вам универсальный совет, потому что он уже через это прошел».
Советы стартаперам
1. Занимайтесь маркетингом. Это дает 30% успеха.
2. Не позволяйте вопросам текущего характера поглощать все ваше рабочее время. Делегируйте полномочия, оставляя себе время на решение вопросов стратегического характера.
3. Постоянно учитесь. Читайте книги, посещайте тренинги, встречайтесь с успешными бизнесменами. Не останавливаетесь, считая что достигли профессионализма.
4. Делайте! Можно бесконечно долго обсуждать проект, улучшать его на словах, дорабатывать, но так и не приступить к его реализации. Начните прямо сегодня.