В Архангельском театре драмы театральные события начались до открытия сезона

На днях там состоялась творческая лаборатория «Живое слово театра».

На ее проведение выиграла грант на молодежном форуме «Таврида» Ольга Истомина, заместитель председателя регионального отделения Союза театральных деятелей.

В лабораторию были включены Всероссийский конкурс инсценировок современной российской прозы, показ эскизов спектаклей по инсценировкам-победителям конкурса, обсуждение этих показов с театральными критиками Натальей Скороход (СПб) и Павлом Рудневым (Москва), презентация книги «Драма памяти» Павла Руднева и его же публичная лекция на тему современного российского театра.

Положение о конкурсе инсценировок можно было посмотреть в открытом доступе в интернете. На него пришло около 60 заявок, из которых жюри выбрали шесть: «Тараканы» по рассказу Алексея Варламова, «Семь жизней» – по прозе Захара Прилепина, «Вечная невеста» по мотивам романа Чингиза Айтматова «Когда падают горы», «Общага» по роману Алексея Иванова «Общага-на-Крови», «Спи, моя красавица» по дневнику Геннадия Шпаликова и «О зверьках и зверюшах» по книге Быкова и Лукьяновой.

Но эскизы спектаклей были показаны по первым четырем, поскольку на последние две инсценировки не хватило актерских ресурсов – на носу открытие сезона и премьерный «Ревизор». За пять дней были созданы наброски спектаклей разными режиссерами – Полиной Золотовицкой, Никитой Бехтиным, Дмитрием Тарасовым, Евгением Кочетковым. Из них Дмитрий Тарасов – преподаватель Архангельского колледжа культуры, остальные работают с московскими театрами.

Но литературное произведение, которое писалось вовсе не для сцены, нужно еще переложить для театра, чем и занимаются авторы инсценировок. Иногда переделки заходят так далеко, что изначальный автор своего произведения не узнает на сцене, но в данном случае, на все инсценировки было получено одобрение литераторов.

А новоиспеченными драматургами выступили Полина Бабушкина, Ольга Истомина, Дмитрий Тарасов, Анастасия Мордвинова. Трое из них присутствовали на эскизах, а Дмитрий Тарасов сам же и режиссировал.

Состоятся ли показанные спектакли на архангельской сцене? Про то не знает даже сам главный режиссер Архангельского театра драмы Андрей Тимошенко. Во всяком случае, этот эксперимент окажется полезным как для актеров, так и для театрального процесса в Архангельске в целом, заметили на состоявшейся накануне пресс-конференции.

О людях и тараканах

Как-то так получилось, что все четыре эскиза спектакля родом из 1990-х годов с приметами того нелегкого десятилетия – денежной неустроенностью, разгулом преступности, отсутствием элементарных бытовых вещей, потерей жизненных ориентиров.

Вероятно, кому-то сегодня нужно объяснять, что в магазинах не было сливочного масла, а в панельных домах было много тараканов. Почему? Это тайна того десятилетия.

А вот детское одиночество при живых родителях, занятых своими проблемами и вечным выяснением отношений, никуда почему-то не делось. Рассказ Алексея Варламова «Тараканы» совсем небольшой, ведется от лица примерно десятилетнего мальчика. И с кухонными тараканами ребенку интереснее, чем с родителями. Рассказ, можно сказать, даже забавный, но оставляет горький привкус: папа мальчика от них с мамой уехал навсегда и теперь «никто нам не мешает, и не надо себя тихо вести и чего-то бояться».

В эскизе спектакля все знакомые мальчику тараканы всей своей тараканьей семьей уехали вслед за папой – в Москву, в Москву…

Общага с летальным исходом

Остросоциальная драма «Общага-на-Крови» Алексеем Ивановым (автором романа «Географ глобус пропил») написана в начале 1990-х, но ситуации и характеры вполне узнаваемы всеми, кто когда-либо жил в студенческом общежитии. И если, например, храм назван Спас-на-Крови, то тут Общага-на-Крови – не больше, не меньше.

Предлагаемый эскиз автор инсценировки и он же режиссер Дмитрий Тарасов решил просто – в коридорчике театрального фойе, где много дверей. Правда, эта общага коридорного типа получилась класса люкс, вообще-то у автора эскиза первоначальный замысел был обращен в сторону полутемного подвала театра.

Итак, двери хлопали, по коридору топали, студенты дрались, влюблялись, пили и прожигали жизнь так, будто этот их день – последний. Для кого-то он и впрямь оказался последним. И в моменты послепохмельного состояния находят на них совестливые озарения – как же так, почему мы так живем? За каждым человеком века цивилизации, труда и самопожертвования предков – разве мы не ответственны перед ними?..

Тут стоит сказать, что в этом эскизе «на помощь» профессиональным актерам пришли студенты Архангельского колледжа культуры.

Русская недоля

Сборник рассказов Захара Прилепина «Семь жизней» – это хроника сегодняшней российской жизни. Люди, лица, характеры, жизненные коллизии. Жизнь мужская, большей частью – с грязью, предательством, трусостью, порядочностью, усталостью, нелюбовью, виной и болью.

Инсценировка необычная – каждый монолог-рассказ закончен, здесь нет диалогов или общего действия. Необычно решен и эскиз спектакля: не играют своей роли предметы, все построено на обмане ожиданий зрителя. Если по Чехову – раз висит на стене ружье, то оно должно выстрелить, здесь не «выстреливает» ни один предмет на сцене.

Они здесь играют другую роль – ненужности, захламленности, тарелки под ногами только мешают, старинные часы не бьют. Зато большую роль играет звуковой ряд – будь то тихий свист, звон связки ключей, Шуберт или саксофон.

Эскиз отсылает к традициям психологического театра, к Федору нашему Михайловичу, что некоторым зрителям показалось тягостным.

Когда падают… стулья

А вот эскиз спектакля «Вечная невеста» по роману Чингиза Айтматова «Когда падают горы» показался слишком прямолинейным. Первоисточник – довольно многослойное произведение, в котором затрагиваются морально-этические вопросы, но здесь взята история, можно сказать характерная для последнего десятилетия прошлого века. Что выбрать – большие деньги сейчас или любовь с туманными перспективами?

Даже рассказанная одним из героев легенда о Вечной невесте не придала эпичности эскизу спектакля. Все свелось к драке в ресторане, конфликту между новыми хозяевами жизни и отвергнутым любовником, униженным человеком. Скомканное действие (правда, это лишь эскиз спектакля) и излишнее акцентирование на внешней стороне дела, таково впечатление.

… Вообще, сейчас театральные лаборатории очень востребованы. От архангельской лаборатории «Живое слово театра» осталось ощущение молодости и движения. В театре волновались, как зритель воспримет новый материал, молодую режиссуру, современный текст… Но архангельские зрители с интересом посмотрели то новое, что сейчас ставят режиссеры (на посещение эскизов спектаклей можно было записаться в социальных сетях).

Елена ИРХА