
На форуме «Земляне» рассказали об истории мореплавания и судостроения на Севере
Одной из площадок Международного научно-практического форума «Земляне», который в эти дни проходит в Архангельске, стал областной молодежный центр. Встречу посвятили истории, традициям Севера и освоению Арктики.
В качестве спикеров выступили директор Северного морского музея, член совета научно-образовательного кластера «Арктика» Российского государственного педагогического университета им. Герцена Евгений Тенетов и ветеран Росатомфлота, проработавший 12 лет на атомных ледоколах «Ленин» и «Россия», а также главный физик атомного ледокола «Севморпуть» Владимир Преловский.
– Архангельск – это первый международный порт России и родина северного судостроения, – рассказал участникам форума Евгений Тенетов. – В 1693 году именно на севере страны царь Пётр I вышел в первый самостоятельный морской поход на яхте «Святой Пётр», построенной голландскими мастерами в Архангельске. Уже в следующем году на Соломбальских верфях спускают на воду несколько кораблей, которые стали сопровождать европейские торговые корабли у северного побережья России. С этого момента можно отсчитывать начало российского военно-морского присутствия в регионе.
Евгений Тенетов рассказал участникам форума о богатой истории мореплавания в Поморье, традициях судостроения и навигации, а также пригласил участников посмотреть поморский коч.
– Коч – это деревянное судно длиной 15–20 метров с небольшой осадкой, предназначенное для долгого плавания по северным морям и рекам, – пояснил Евгений Тенетов. – Еще в допетровские времена наши предки строили такие суда без использования металла: доски обшивки сшивались еловыми ветками – «вицей». Быстрый и маневренный, коч мог преодолевать большие расстояния через льды и шторма.
А вот индустриальное освоение Арктики началось с появлением первых ледоколов, открывших путь к исследованию и использованию региона в качестве транспортной магистрали.
В конце XIX века на смену парусам пришли паровые машины, а после – первый атомный ледокол «Ленин», который ввели в эксплуатацию 3 декабря 1959 года. Атомный ледокол позволил кардинально расширить сроки навигации в Арктике и значительно увеличить объемы грузоперевозок, продемонстрировав новые возможности освоения высоких широт.
– Важно отметить, что Архангельская область является не только воротами в Арктику, но и родиной первого капитана атомного ледокола «Ленин» Павла Пономарева, – рассказал Владимир Преловский. – Самым выдающимся успехом атомного ледокольного флота стало первое в мире достижение географической точки Северного полюса в свободном ледовом плавании, осуществленное экипажем атомохода «Арктика» 17 августа 1977 года.
В своем выступлении Владимир Преловский затронул и тему экологической безопасности в Арктике. С развитием технологий, особенно с появлением атомных ледоколов, удалось значительно снизить негативное воздействие на окружающую среду.
– Например, выбросы сажи и черного углерода от современных ледоколов сократились в сотни тысяч раз по сравнению с использованием угольных котлов, – отметил Владимир Преловский. – Также принимаются меры по минимизации образования отработанного ядерного топлива и обеспечению радиационной безопасности на всех этапах эксплуатации.
Участники форума подчеркнули необходимость дальнейшей поддержки проектов, направленных на изучение и популяризацию морского наследия Архангельской области. Особенно важными стало обсуждение экологических решений и проектов, направленных на сохранение морских экосистем.
– Для меня было интересно узнать историю российского флота, что именно здесь, в Архангельске, был открыт первый международный порт России, – отметил участник форума из Италии Стефан Кабуров. – Форум «Земляне» – это возможность узнать больше и вместе решать вопросы нашего будущего. Нам, студентам из разных стран, особенно важно обмениваться опытом и искать совместные решения для нашего общего дома – планеты Земля.
Напомним, что международный форум «Земляне», организован правительством Архангельской области, Всероссийским экологическим движением «Экосистема» и Московским инновационным кластером «Ломоносов».
На нем обсуждаются перспективные решения и технологии, обеспечивающие сохранение уникальной природы северных территорий. Центральным событием форума станет интеллектуальная битва студентов из 21 страны по созданию инновационных разработок, направленных на экологическое переосмысление технологического развития.