1 марта – международный день борьбы с наркоманией. Жизнь без деструктива

Специалист ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая психиатрическая больница», региональный руководитель федерального проекта «Безопасный интернет» Алексей Белый рассказал о важных вопросах профилактики употребления ПАВ и формирования здорового образа жизни, как у детей, так и у их родителей.

Эксперт отметил, что в профилактике употребления ПАВ семейные ценности и взаимоотношения родителя и ребёнка играют важную роль.

– Как ни печально, но зачастую, алкоголизация и наркотизация берут своё начало именно в подростковом возрасте. По статистике основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на 15-17 лет и чуть меньше на возраст 11-14 лет, – рассказывает Алексей Белый.

Как же уберечь своего ребёнка?

Найдите время для ребёнка. В бешеном ритме современной жизни мы так часто забываем о теплоте простого общения, не находя для него достаточно времени. Однако недостаток общения с вами вынудит вашего ребёнка обратиться к другим людям, которые не всегда могут дать хороший совет.

Старайтесь больше времени проводить вместе. Очень важно планировать общие дела: займитесь вместе спортом, музыкой, рисованием, отправьтесь в поход, за грибами, на рыбалку или просто прогулку, посетите музей, сходите в театр или на концерт, – выберите из многообразия возможностей то, что будет интересно как вам, так и вашему ребенку.

Научитесь слушать и слышать ребёнка. Уделяйте внимание его взглядам и чувствам. Не разговаривайте с ним снисходительно. Обратите внимание на то, каким тоном Вы разговариваете с ребёнком, ведь иногда он говорит больше, чем слова. Проявите участие и заинтересованность, главное, чтобы ребёнок чувствовал, что вам интересно всё, что с ним происходит.

Помните о том, как важны здоровые взаимоотношения в семье. Доверие, принятие, уважение и поддержка – это то, что даёт каждому члену семьи опору. Следует знать, что как авторитарный, так и попустительский стили воспитания повышают вероятность возникновения у подростка проблем, в том числе связанных с употреблением ПАВ. Конфликтная атмосфера в семье может послужить толчком к тому, что ребёнок «замкнётся в себе», будет стараться больше времени проводить вне дома, и не факт, что в итоге не примкнёт к неблагополучной компании.

Будьте внимательны к окружению подростка. Убедитесь в том, что вы знаете, с кем дружит ваш ребёнок, общайтесь с его друзьями. Это позволит вам не беспокоиться о том, что он попал в «плохую» компанию. Не запрещайте ему приглашать друзей в гости, будьте приветливы, но соблюдайте «границы», помните, подростки очень уязвимы и мнение окружения для них значит очень много.

Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребёнок был занят полезной деятельностью. Очень важно, чтобы у него было увлечение, хобби. Посещение каких-либо секций (спортивных или творческих) не только оставляет меньше времени для скуки и поиска развлечений (к сожалению, не всегда безопасных), но предоставляет ребёнку возможность проявить себя, что способствует повышению уверенности и личностному развитию.

Убедитесь, что ваш ребёнок владеет правдивой информацией о губительном действии ПАВ. Зачастую дети уверены, что «один раз не считается», что «легкие» наркотики не так опасны и не вызывают привыкания, что «травка» – это не наркотик. Такие мифы очень опасны, ведь они ведут к недооценке риска и всех тяжестей последствий употребления ПАВ.

Будьте для ребёнка примером. Поведение родителей – это один из самых важных аспектов в его воспитании. Так, например, родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности и двойных стандартах. Помните, что слова без действий – всего лишь слова.

В развитии любой формы зависимости имеются общие закономерности. Принято выделять три стадии этого процесса:

1. Формирование психической зависимости.

На этой стадии с помощью психоактивных веществ человек снимает напряжение, перестаёт ощущать себя грустным и несчастным или же принимает их, чтобы ощутить эйфорию, почувствовать себя бодрым и воодушевлённым. Постепенно, сам того не замечая, человек попадает в ситуацию, формируется представление о том, что только под воздействием ПАВ жизнь может быть приятной и комфортной, появляется непреодолимая тяга к нахождению в состоянии изменённой реальности.

2. Формирование физической зависимости.

Организм человека адаптируется к присутствию психоактивного вещества, которое начинает принимать активное участие в обмене веществ. Если человек прекращает употребление ПАВ, его организм сталкивается с функциональными проблемами, возникает абстинентный синдром или «ломка». Скорость развития данного этапа будет зависеть от вида ПАВ, дозы и срока употребления, а также от индивидуальных особенностей организма конкретного человека.

3. Стадия полного психического и физического истощения.

Всё, что человек имел, он отдаёт для жизнеобеспечения зависимости. Собственное существование непродуктивно, человек не испытывает никакой радости от жизни. Ему ничего не хочется, исчезают импульсы и потребности, кроме необходимости достать дозу.

В этот период ПАВ уже перестаёт погружать человека в состояние эйфории, однако, оно жизненно необходимо для того, чтобы избавиться от болезненных ощущений во время «ломки». Появляются признаки психических расстройств и стойкие нарушения со стороны тела, организм человека пребывает в измождённом состоянии.

Очень многое, если не всё, идёт из семьи. Внутри каждого ребёнка заключён «эмоциональный сосуд», который ждёт того, чтобы его наполнили любовью. При наличии семейных дисфункций этот «сосуд любви» не просто пуст, а ещё и треснут. И потому, невзирая на физическое взросление, у человека проявляется вечный голод на любовь – без умения её получить и копить, а уж тем более – передавать дальше. Человек в такой семье взрослеет физиологически, по паспорту, по образованию, но эмоционально он остаётся незрелым.

Несколько основных признаков дисфункциональной семьи:

1. Наличие психоактивной зависимости у родителей. Причем, проблема связана не только с тем, что пьяный отец в наркотическом угаре своим видом и поведением разрушает психику ребёнка. Нередко, мать семейства, бросая все свои ресурсы эмоций, времени, физических сил на спасение и попытки контроля (как самого мужа, так и ситуации в целом) постепенно превращается в спасателя и жертву.

На детей уже не хватает любви и сил, зато так легко на них «срываться». В итоге дети эмоционально теряют не только папу, но и маму. Им приходится жить реакциями на больное поведение обоих родителей. Так, алкоголизм, наркомания становится семейной болезнью.

2. Супружеская измена. Как правило, реакции «преданной половины» почти ничем не отличаются от реакции на интоксикацию организма ПАВ.

3. Открытые хронические конфликты, или, за «фасадом благополучия» – внутренняя отчуждённость родителей друг от друга. Причём, это могло приходиться на период беременности и первых лет ребёнка. Есть даже такое понятие – пренатальный невроз. Вырастая, человек может и не помнить этого времени семейного неблагополучия, но на его эмоциональное развитие оно успело повлиять.

4. Эмоциональная холодность к детям. Принцип: вот тебе ноутбук и кроссовки, только не мешай нам заниматься карьерой, отдыхом, хозяйственными делами.

5. Гиперопека, попечение о здоровье и безопасности, превращающееся в тотальный контроль.

6. Превращение ребёнка в «солнышко», которому не дают возможности взрослеть, учась на ошибках и их последствиях, и который не знает границ дозволенного.

7. Завышенные требования к ребёнку, перфекционизм, стремление реализовать через него собственные ожидания и амбиции.

8. Неприятие ребёнка/подростка в его падении, отступлении. Создается «зона отчуждения», ведь он «их позорит», «не оправдал надежд».

9. Нежеланность ребёнка, обвинение его в родительских проблемах («если бы не ты, я бы в институте докторскую бы защитил»); «тыканье» ему, как о нём заботятся, сколько сил на него тратят. Фактически, превращение его в «козла отпущения», на которого можно «списать» собственную несостоятельность или неумение любить.

Как видно из этого перечня – детали совершенно разные, но суть одна. Можно выделить два аспекта зависимости: психологический и физический.

В процессе развития наркомании биохимия человека переходит на другой режим работы и когда наркотики перестают поступать в организм, человек переживает тяжелейшее состояние – ломку, синдром отмены или абстиненцию, когда организм требует то, чего ему не достает, и крайне необходимо для жизнедеятельности.

Потребность в наркотике, «ломка» в его отсутствие никак не зависят от воли человека, друзей, наличия или отсутствия рядом девушки или друзей, от черт его характера или свойств личности. Чтобы разобраться, почему это происходит, необходимо понять, как функционирует организм человека.

Организм человека представляет собой сложную систему, а взаимосвязь и взаимодействие всех уровней и элементов этой сложнейшей системы осуществляется с помощью нервной системы.

Именно нервная система и головной мозг управляют всеми проявлениями человеческой личности. Устройство нервной системы сложно: она состоит из нервных клеток (нейронов), отростки которых образуют нервы (нервные стволы), связывающие все системы и элементы организма в единое целое. Передача импульса между нейронами происходит с помощью особых веществ (нейромедиаторов).

Особое значение для понимания механизмов наркозависимости имеют медиаторы под названием эндорфины. По своему действию эти вещества очень схожи с производными наркотического вещества морфия. Они, как и морфины, обладают обезболивающим эффектом.

Определённый уровень эндорфинов необходим для нормальной работы нервной системы, а значит и для нормального эмоционального самочувствия человека. При их нехватке настроение и активность человека снижены, он чувствует себя некомфортно, беспокойно. У человека с химической зависимостью уровень эндорфинов может быть низким с рождения. И зачастую он впервые ощущает себя «в норме», лишь попробовав алкоголь или наркотик, потому что любое из наркотических веществ прямо или косвенно «нормализует» уровень эндорфинов. Если человек принимает такой способ нормализации уровня эндорфинов, то через определённое время формируется зависимость.

Как только вещество прекращает поступать, в организме происходит мощный сбой. Органы не могут нормально функционировать, а опустевшие рецепторы требуют новой дозы. Поскольку своих эндорфинов не вырабатывается, то человек впадает в тяжелейшее состояние: боли, сильнейшие депрессии, отсутствие сил, ощущение пустоты, бессмысленности и так далее.

Если прекратить приём химических веществ, то через какое-то время выработка собственных эндорфинов наладится. Но механизм зависимости уже запущен, и первая же доза вещества вызовет необратимую реакцию.

Зависимость отличается от привычки тем, что зависимый человек уже не может без наркотика испытывать положительные эмоции, не может справляться с болезненными ситуациями, общаться «на трезвую голову». Психическую зависимость преодолеть гораздо труднее, чем справиться с физической «ломкой».

Именно поэтому так важно не просто прекратить употребление психоактивных веществ, но и работать с психикой человека. Зависимость – болезнь, от которой не выздоравливают в одиночку, требуется поддержка специалистов, единомышленников и впередиидущих.