Александр Кирилов и Валентин Лозов о привлечении инвестиций в Арктику

9 сентября на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Арктика. Сделано в России» состоялась встреча участников форума с директором «Национального парка «Русская Арктика» Александром Кириловым и директором департамента инвестиций Горнорудного дивизиона Росатома Валентином Лозовым в формате «Диалога на равных». Темой обсуждения стала «Арктика, как полюс привлечения инвестиций».

Александр Кирилов считает идею продвижения арктического туризма успешной с финансовой точи зрения, но для того, чтобы она воплотилась в реальность, он ставит следующие задачи, без которых невозможно развитие Арктики: создание инфраструктуры для туризма и исследований, популяризация важности знаний об арктическом регионе, сохранение историко-культурного наследия и ликвидация последствий нанесенного вреда окружающей среде.

Ключевой инфраструктурной инвестицией директор «Русской Арктики» называет строительство двух автономных транспортных комплексов (МАК) для обслуживания и ремонта вертолетного парка техники. Это единственная возможность создать стабильное вертолётное сообщение с материком и организовать их постоянную работу на удалённых участках национального парка, решив проблему базирования и обслуживания вертолетной техники и парка, которая не первый год нуждается в ее решении.

Главные преимущества авиасообщения для туристов будет состоять в том, что такой вид транспорта значительно быстрее и дешевле морского. Сейчас цена тура в Арктику стартует от 800 тысяч рублей. Чаще всего такой вид туризма предпочитают иностранцы, доля отечественных путешественников составляет всего 5%.

«Если всё это получится, то в ближайшие годы туристический поток в национальный парк возрастёт в разы. Мы уже готовы принимать туристов, у нас даже составлены карты движения судов. Нужно помнить, что «Русская Арктика» — это, в первую очередь, природоохранное учреждение», — говорит директор «Национального парка «Русская Арктика» - Александр Кирилов.

Тем не менее Арктика в первую очередь, это сложнейшие условия работы для людей с вахтовым графиком работы в том числе научных специалистов. Госкорпорация «Росатом» рассматривает Арктику как одно из ключевых мест работы и принимает активное участие в её развитии. Уже сейчас компания курирует развитие инфраструктуры Северного морского пути. Самым известным проектом, реализуемым «Росатомом», является разработка Павловского свинцово-цинкового месторождения. В ходе «Диалога на равных» Валентин Лозов как директор департамента инвестиций данных проектов, рассказал об идее создания на архипелаге Новая Земля горнодобывающего производственного комплекса по добыче и переработке свинцово-цинковых руд. Такой проект станет драйвером развития всех горнодобывающих разработок в России, так как используемые в его разработке технологии, соответствуют последним стандартам и смогут быть протестированы в тяжёлых условиях. Проект такого масштаба и технологической новизны на горнодобывающем комплексе, станет на архипелаге не только имиджевым проектом для Росатома, но и для всей России.

Есть и более сложные в освоении территории как с точки зрения безопасности, так и инвестиционного климата.

В продолжение диалога, Валентин Лозов напомнил о территории новой земли и важности безопасности в ее освоении. Новая Земля часто воспринимается как ядерный полигон, но уже сейчас там можно реализовывать мирные проекты. Так как такой вид производств может быть потенциально опасным для экологии, Валентин Лозов рассказал об отношении компании к этой сфере жизни.

«Для нас есть базовая ценность — безопасность. И она, в том числе, распространяется на экологические стандарты. Как это ни странно, в современном мире соблюдение высоких экологических стандартов позволяет привлечь социально ответственных инвесторов в

любой проект. Это позволяет получать большее финансирование. Крупные банки готовы предоставлять займы с определённым дисконтом, в случае, если компании реализуют стратегию экологического развития.